| | 3 марта 2016 | Новости науки и техники
«Загрузка» записанных ранее образов в мозг помогает пилотам-ученикам быстрее освоить искусство пилотирования самолетов
Группа исследователей из лаборатории HRL Information and System Sciences Laboratory, Малибу, Калифорния, возглавляемая Мэтью Филипсом (Matthew Phillips), используя интерфейс мозг-компьютер, работающий на основе трансчерепного возбуждения постоянным током, осуществила передачу в мозг пилотов-учеников образов, снятых с мозга шести опытных пилотов военной и гражданской авиации. Возможности этой технологии пока еще очень далеки от подобной технологии, фигурировавшей в научно-фантастическом фильме «Матрица», тем не менее, трансляция образов и одновременное стимулирование мозга позволило ученикам гораздо быстрее постичь основы искусства пилотирования самолетов.
Передача образов и стимулирование мозга производились при помощи специализированного «головного убора» с матрицей электродов. Подобная технология, называемая неинвазивной электроэнцефалографией, является весьма распространенной в исследованиях деятельности головного мозга, при помощи этой технологии производится считывание, запись образов деятельности и последующая их передача обратно в мозг.
Группа Мэтью Филипса работала с тридцатью двумя добровольцами, все из которых были правшами. В течение четырех дней эти добровольцы отрабатывали на симуляторе основные учебные маневры, такие, как взлет, подъем на заданную высоту, снижение и посадка при различных условиях, включая и посадку в ночное время при сложных метеорологических условиях.
Основной задачей, поставленной перед участниками эксперимента, было снижение сил, воздействующих на самолет и пассажиров в момент посадки, так называемых G-сил (G-force). Некоторые из участников эксперимента во время выполнения учебных полетов на симуляторе получили возбуждение мозга при помощи образов, считанных из мозга пилотов, выполнявших такие же маневры. Другая часть группы получала возбуждение мозга при помощи ложных данных, а третья часть не подвергалась возбуждению мозга совсем.
Когда исследователи произвели анализ полученных результатов, оказалось, что участники, которым в мозг были «загружены» образы из мозга пилотов, справились с выполнением задачи намного лучше других учеников. Технология трансчерепного возбуждения увеличила способности пилотов к прогнозированию ситуации и выполнению маневров на целых 33 процента в среднем.
«Мы постоянно открываем новые аспекты, оптимизируем и адаптируем технологии трансчерепного возбуждения. Это сделает их в будущем обыденной вещью, которая найдет применение в классах учебных учреждений различного профиля и которая позволит значительно ускорить собственно процесс обучения, к примеру, вождению автомобиля или иностранному языку» — рассказывает Мэтью Филипс.