Тoгдa былo oткрытo явлeниe вoльтoвoй дуги, зaтeм в тexнoлoгичeскoм прoцeссe стaли испoльзoвaть угoльныe элeктрoды, и нaкoнeц пoявилaсь дугoвaя свaркa. Eвгeний Пaтoн: Кoрoль свaрки
Журнaл: Зaгaдки истoрии, №47 — ноябрь 2014 года Рубрика: Гениальные изобретателиАвтор: Константин Николаев
Всё начиналось с мостов Благодаря Евгению Патону советские танки стали самыми крепкими в мире!
К тому моменту был известен только электродный способ сварки. До своей смерти, последовавшей 12 августа 1953 года, лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда академик Патон продолжал работать над совершенствованием процесса соединения металла. В 1950 году под его руководством научный коллектив разработал полуавтоматический скоростной метод сварки, сварки бездуговой и вертикальной, которая применялась при строительстве нового дорожного моста в Киеве через Днепр. А в 1940 году появился знаменитый «метод Патона» — автоматическая сварка под слоем флюса. Причём этот метод тут же был взят на вооружение, а труд многотысячным тиражом издан в рекордный срок — за шесть дней. Теперь не только он носит имя великого учёного, но и научно-исследовательский институт, бессменным директором которого долгие годы был Евгений Патон. И это обеспечило быстрое и качественное изготовление бронированных плит для танков в годы Великой Отечественной войны, поскольку такую сварку легко осваивали женщины и подростки, заменившие ушедших на фронт мужчин. И вот Патон, основав в 1929 году в Киеве небольшую лабораторию, через несколько лет превратил её в первый в мире Научно-исследовательский институт электросварки Академии наук Украинской ССР. Но промышленность требовала более совершённых методов сварки. Ещё несколько лет ушло на усовершенствование аппаратов для сварки открытой дугой, которая стала применяться в производстве цистерн и вагонов, паровых котлов и речных судов. В ванне металл электрода смешивался с расплавленным металлом изделия, а расплавленный шлак всплывал на поверхность, образуя защитную плёнку.
Так, в частности, по его проекту был создан Мухранский мост в Тбилиси. Благодаря влиянию учёных Проскурякова и Белелюбского Евгений увлёкся проблемой мостостроения и очень быстро прошёл путь от преподавателя Московского инженерного училища до заведующего кафедрой строительства мостов в Киевском политехническом институте, целиком посвятив себя решению вопросов гражданского строительства. Он уже давно отдавал себе отчёт в несовершенстве заклепочных соединений в стальных конструкциях. По сравнению с заклёпками сварочные швы обладают рядом преимуществ: ускоряют процесс соединения конструкционных элементов, снижают расход металлов, обходятся дешевле и сокращают трудовые затраты. Швы на поток По стопам отца мальчик не пошёл — с ранних лет его привлекала не дипломатия, а точные науки. И вот после постройки мостаимени Евгении Бош через Днепр учёный задумался. В марте 1870 года родился человек, которому было суждено совершить революцию в сварочном деле. Начало Первой мировой войны застало Патана на французском курорте, и он, прервав лечение, тут же вернулся в Россию. Одновременно Патон организовал мостоиспытательную станцию, где учёные под его руководством занимались вопросами сопротивления материалов, статики и динамики стационарных переправ. В 1901 году учёному сообществу был представлен первый солидный труд молодого учёного «Расчёт ферм с жёсткими узлами», а в 1902-м — первый том курса «Железные мосты».
Король сварки
Предыдущая запись